sexta-feira, 26 de novembro de 2010

  Разнообразие пионерских сборов, смена занятий и впечатлений на каждом сборе, живость и занимательность форм их проведения нельзя, однако, рассматривать как самоцель. Они являются педагогическим средством, необходимым для того, чтобы заинтересовать детей, возбудить их инициативу и активность, сделать доходчивым и действенным все содержание пионерской работы.

  Разнообразие пионерских сборов, смена занятий и впечатлений на каждом сборе, живость и занимательность форм их проведения нельзя, однако, рассматривать как самоцель. Они являются педагогическим средством, необходимым для того, чтобы заинтересовать детей, возбудить их инициативу и активность, сделать доходчивым и действенным все содержание пионерской работы.

  Неверно будет однако, если в дружине всё должно будет только занимать или забавлять. Пионерская организация не выполнила своей роли бы, если б она не приучила пионеров к серьезным занятиям, к напряжению усилий, к выдержке и терпению. Пионера следует научить делать не только то, что его захватывает, а все, что необходимо, хотя бы это и было не занимательно.

  Местом сбора летом могут служить: площадка, двор, роща, сквер, поле, берег речки; а зимой: класс, школьный зал, пионерская комната, рабочий клуб, изба-читальня, хата-лаборатория, выставка, музей.

  Но даже зимой, вожатый должен стремиться хотя бы часть сбора (игры, физкультуру) провести на воздухе. Во всяком случае помещение перед сбором следует хорошо проветрить.

  Большое впечатление проводят у пионеров сборы у костра, летом - на воздухе, зимой - обычно у искусственного костра, в помещении. Особенно хорошо проходят у костра встречи со знатными людьми страны, передовыми рабочими и колхозниками, работниками науки и искусства. У костра пионеры с большой охотой слушают рассказы, поют любимые песни, пляшут.

  Крайне важна подготовка к сбору, так как от этого зависит успех сбора. Заранее нужно определить, чем будут заниматься пионеры на сборе, что для этого уже готово, и кому что нужно сделать дополнительно, где будет происходить сбор, кому поручить подготовить место сбора - помещение или площадку, позаботиться о чистоте, о раздевалке, об отоплении, о питьевой воде, об украшении места сбора и т.д.

  Программу отрядного сбора вожатый намечает вместе с председателем совета отряда. Он советуется о программе с учителем в младших классах, и с классным руководителем в старших. Программа обсуждается на совете или на сборе отряда. Программу дружинного сбора старший вожатый назначает вместе с советом дружины. Как правило,к сбору дружины готовятся по отрядам, к сбору отрядов - по звеньям.

  Могут быть сборы интересные своей неожиданностью. Одна вожатая, желая, чтобы ребята со всей непосредственностью поделились своими мечтами о том, кем они хотели бы быть, собрала отряд, не предупредив о теме сбора. Беседа сразу заинтересовала отряд, высказались почти все. Вожатая убедительно показала пионерам, что несмотря на все разнообразие профессий, к овладению которых они стремятся, путь к ним один - нужно учиться на совесть, вдумчиво, упорно, стараясь самостоятельно преодолевать все встречающиеся трудности.

  И в подготовке и в проведении сборов должны осуществляться основные методические требования к пионерской работе: активность, самостоятельность самих пионеров, коллективность в работе, красочность форм, коллективные и индивидуальные соревнования. Задача вожатых и учащихся заключается в том, чтобы поощрять и развивать инициативу, самостоятельность и ответственность пионеров перед своим коллективом. Работа должна быть посильной для пионеров. Излишняя опека над пионерами противоречила бы назначению пионерской организации в общей системе коммунистического воспитания.

  При всем богатом разнообразии сборов, они обнаруживают и много общего. Это прежде всего их своеобразный характер, который отличает их от всякой другой школьной и внешкольной работы.

  Это не собрание с президиумом, протоколом и резолюцией, хотя здесь обсуждаются общие дела отряда и поступки отдельных ребят. Это и не школьный урок, хотя пионеры закрепляют здесь свои знания и нередко получают новые знания и навыки. Это не занятие гимнастической секции или спортивной команды, хотя физкультуре и играм уделяют здесь большое внимание. Это и не занятие технического или сельскохозяйственного кружка, хотя труд занимает здесь весьма почетное место. Это не строевой смотр, хотя не один сбор не обходится без построения и маршировки. Это и не концерт, хотя редкий сбор обходится без художественного чтения, пения и танцев.

  Сбор поэтому и называется этим особым словом, что он не повторяет ни собрания взрослых, ни школьного урока, ни занятий кружка, ни концерта... Сбор - это сложившаяся в практике пионерской работы совершенно своеобразная форма проведений коллективных занятий звена, отряда или дружины.


Пионерские сборы планируются исходя из общего плана работы дружины, отряда или звена.


Сборы, как и весь план пионерской работы, должны постепенно усложняться в соответствии с программой обучения, с воспитательными задачами класса и школы, со сроком пребывания пионеров в организации и их опытом за прошлые годы. Целесообразно, учитывая интересы пионеров, назначать вместе с директором и классными руководителями с самого начала учебного года основные моменты плана работы на год. В этих планах определяется наперед и основное содержание сборов на год, полугодие или учебную четверть. Между сборами должна соблюдаться преемственность. Неправильно, когда в дружине, отряде или звене устраиваются только праздничные сборы, на которых не остается времени для повседневных дел.


(в следующем номере: Начало и конец сбора. Тематика сборов дружины, их подготовка. Пример сбора.)


МЫ ХОТИМ ВЕРНУТЬСЯ К ПРОСТЫМ ПРИНЦИПАМ ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ИГРУ В ПРИКЛЮЧЕНИЯ... ВСЕ ШАГИ В НАШЕЙ ИСТОРИИ БЫЛИ АВТОМАТИЧЕСКИМ РОСТОМ... НАМ СЛЕДУЕТ ИДТИ ЕЩЕ ДАЛЬШЕ ВПЕРЕД, С ПОЛНОЙ УВЕРЕННОСТЬЮ В СЕБЯ, ПРОДОЛЖАТЬ И РАЗВИВАТЬ СКАУТИНГ В МЕРУ ВСЕХ НАШИХ

(из последней речи БП на Конференции в Гааге, 1937 г.)


ИНОСТРАННЫЕ СКАУТЫ


СУДЬБА СКАУТИЗМА В ЮГОСЛАВИИ

  До последней мировой войны Югославия, как и все славянские страны, имела свою скаутскую организацию, над созданием которой немало потрудились и русские скаутмастера. Югославская организация была признана Международным Скаутским Бюро и входила во Всеславянскую федерацию скаутов, членом которой была и наша русская организация. С тех пор что немцы запретили скаутизм, после занятия ими страны, не было у нас никаких известий о судьбе скаутизма в Югославии. Тем не менее, ходили слухи, что какая-то работа "на подобие скаутской" там ведется. Полгода тому назад стали до нас доходить югославские "скаутские" журналы. Лилия на них была заменена кленовым листом. Наконец, совсем недавно один наш руководитель получил оттуда письмо, в котором, в частности, даются сведения и о положении юношеской работы после войны. Всю эту часть письма мы приводим без сокращений и каких бы то ни было изменений, как это просит автор.

  "... История возникновения разведческой организации в Югославии довольно интересна. 1941-1948, и даже до 1950 года все копировалось по советскому образцу. Так возникла пионерская организация, массовая организации детей. Страна щедро давала все, что могла. Организация действительно была массовой, но и далеко не воспитательной в буквальном смысле слова. Не было ни кадра руководителей, ни метода создание новой смены руководителей. Руководители были "чиновниками". Конфликт с ССОР был до некоторой степени на пользу, он дал возможность руководству провести переоценку ценностей. Страна неожиданно очутилась между двух огней - Западом и Востоком. Новые условия жизни требовали новых форм работы. В эти самые минуты, некоторые старые разведческие руководители югославской организации, учитывая происшедшие перемены, а частично и сами прошедшие сквозь огонь военной непогоды, формировали свои первые отряды. Было много хорошего и у пионеров, и у них. Но было и много плохого. Трезво оценив положение вещей, они скаутизм применили к новым условиям. Была выброшена религия, введена большая демократичность, социалистические принципы заняли свое место. Пионерская организация не смогла конкурировать с энтузиазмом, жертвенностью и бессеребренностью новых руководителей. Общество не могло не оценить первых успехов. Руководство страны смело дало новой организации возможность расширить свою работу, - и не ошиблось. Сейчас очень часто руководящие органы печати уступают свои страницы скаутской организации. Высшие коллективные органы управления страны дают сотни миллионов на воспитание детей, имея в виду и разведческую организацию. Правда, страна ожидает и требует омассовления организации, а она еще недостаточно сильна с кадром - в этом главный недостаток. Кадры не создаются днями и неделями, а охватить массу значило бы потонуть в ней.

Nenhum comentário:

Postar um comentário